Как заработать на борьбе с огнем

4 августа 2017 года на строительном рынке в центре Тбилиси произошел крупный пожар: загорелся склад лакокрасочных материалов. Выехавшие в час пик пожарные машины с трудом протискивались по узким улицам центра грузинской столицы. Быстрее всех приехала машина «Дельфин», экипажу которой пришлось первым вступить в борьбу с огнем. Секрет ее мобильности и эффективности – в небольших размерах автомобиля и специальной установке пожаротушения, которая распыляет струю воды. «Дельфин» создали в компании «Титал» киевского предпринимателя Павла Бриц­кого. Среди покупателей техники – пожарные службы разных стран, службы безопасности аэродромов, АЭС и химпредприятий. В среднем за год с конвейера завода компании, в которой работают 85 человек, сходит около 10 пожарных машин стоимостью от $40 000 до $315 000.

Спецтехнику Брицкого легко узнать на любой выставке по «морским» названиям: кроме «Дельфина», компания выпускает автоцистерну «Касатка» и аэродромный пожарный автомобиль «Финвал». Морская тематика неслучайна. Трудовой путь выпускник Киевского политехнического института Брицкий начинал в Океанариуме ВМФ СССР, где тренировали боевых дельфинов. Опутанные специальной аппаратурой, животные учились находить вражеских диверсантов и создавать гидролокаторные помехи на пути чужих подводных лодок. Оборудование для боевых дельфинов разрабатывали в лаборатории бионики, где и работал Брицкий. С развалом союзного государства эксперименты по подготовке боевых дельфинов прекратились, но любовь к смышленым обитателям моря у молодого инженера осталась.

Брицкий основал компанию в 1993 году. Вначале научно- производственная фирма «Титал» занималась торговлей титановой рудой. Предприниматель закупал ее на Ольшанском и Вольногорском ГОКах и отправлял в Россию на переработку. Бизнес был успешным: за год небольшая компания заработала около $200 000. Затем на рынке появились крупные торговцы рудным сырьем. Это заставило Брицкого искать новую нишу для бизнеса. Работая с титановой рудой, он заметил, что многие предприятия химпрома недоукомплектованы пожарной техникой. Предприниматель стал предлагать посреднические услуги по проектированию пожарных машин. Собирались автомобили на Прилукском заводе «Пожмашина». «Мы искали заказчика, узнавали, что им нужно: какая машина, какой объем воды и другие параметры – и передавали задание заводу», – рассказывает 57-летний бизнесмен.

Но львиную долю от каждой сделки получал завод «Пожмашина». Брицкого это не устраивало. Он решил сам стать производителем пожарной техники. Спрос на такую продукцию рос, а удовлетворить его в Украине мог только один завод – в Прилуках. Импортная техника была украинским промышленникам не по карману. В 1996 году предприниматель перерегистрировал «Титал» в автостроительное предприятие и арендовал пустующую пожарную часть. Он пригласил к себе команду инженеров из КПИ и засел за чертежи собственной пожарной машины. На совете компании было решено отойти от традиционной конструкции пожарного авто – на базе крупнотоннажных грузовиков. Новую машину собрали на шасси небольшой «Газели». Запчасти Брицкий купил у немецких компаний Ziegler и Iveco Magirus. Пожарную цистерну для нового автомобиля в «Титале» сделали не из металла, а из полипропилена. Кузов – из легкого алюминия. Масса машины уменьшилась вдвое, а пластик исключал коррозию резервуара. Обычную пожарную водную пушку Брицкий заменил на систему распыления жидкости. Это позволяло эффективно тушить огонь даже небольшим количеством воды. Новую машину назвали «Дельфин».

Благодаря высокой маневренности автомобиля время прибытия на место сократилось в два раза
Ее появление в 1998 году стало событием на рынке. Первые три «Дельфина» были проданы в том же году. Один автомобиль купили киевские пожарные, второй отправился к нефтяникам из российского Когалыма, третий поехала к пожарным в Баку. Всего компания продала 90 «Дельфинов». Цена одного авто – $40 000. «Благодаря высокой маневренности и малым габаритам автомобиля время прибытия на место пожара сократилось в два раза», – рассказывает Азад Самедов, который в то время был заместителем начальника Главного управления государственной противопожарной безопасности МВД Азербайджана.

Успех вдохновил предпринимателя на новые разработки. В 2002-м в «Титале» начали работу над пожарной машиной «Касатка». Ее основой стал средний грузовик «Валдай» Горьковского автозавода. «Касатка» была больше «Дельфина», но ее главным преимуществом стала цистерна на 2000 л – вдвое больше, чем у импортных авто аналогичного класса. Также «Касатку» выделял центробежный насос – он был мощнее традиционных пожарных мотопомп. Клиентов Брицкий искал на спецвыставках и по старым связям. К примеру, в 2009 году благодаря его знакомству с начальником пожарной охраны Тбилиси Темуром Гиоргадзе украинские машины попали на службу к грузинским пожарным. Гиоргадзе как раз искал технику для своего ведомства. Он побывал на производстве «Титала», там внимательно выслушали гостя. Узнав, что именно ему нужно, украинцы представили лучшую комплектацию своих машин и победили в тендере, объявленном правительством Грузии. Свою роль сыграла цена. Машины «Титала» стоили $120 000, в то время как конкуренты из ЕС просили за единицу аналогичной техники $160 000. В итоге «Титал» продал грузинам восемь своих машин. Сумма контракта составила около $1 млн.

В 2012 году «Титал» стал осваи­вать рынок крупных пожарных авто, спрос на которые рос вместе с укрупнением предприятий химпрома в СНГ. Инженеры Брицкого разработали новую серию автомобиля комбинированного тушения (АКТ). Помимо цистерны с водой на 5000 л, машина несла 300 л пенообразователя и 1000 кг углекислоты. Благодаря этой технологии можно было в несколько раз быстрее тушить огонь на самых сложных объектах. В том же году украинский АКТ купили белорусы из химического гиганта «Гродно Азот» за $315 000.

Известность на внешнем рынке помогла «Титалу» стать поставщиком пожарной техники для Евро-2012. Организаторы чемпионата заказали восемь автомобилей для львовского и донецкого аэропортов. Через год еще два авто заказал аэропорт «Киев» (Жуляны). «Нас устраивает как цена, так и качество машин «Титал», – говорит Александр Нестеренко, генеральный директор аэропорта «Киев». В 2013 году выручка компании составила $3,4 млн.
Известность на внешнем рынке помогла «Титалу» стать поставщиком пожарной техники для Евро-2012
Пожарную технику в Украине производят две компании. «Разница между нами в том, что они практически все импортируют, а мы много комплектующих производим сами», – утверждает Игорь Неживенко, коммерческий директор завода «Пожспецмаш» (бывшая «Пожмашина») – единственного прямого конкурента Брицкого. Впрочем, «Титал» пожарными автомобилями не ограничивается. Компания также производит водометы, эвакуаторы, мобильные пожарные модули, пожарные катера и автомобили для перевозки ядерных отходов.

Нынешний кризис стал для «Титала» тяжелым испытанием. Заказы на технику снизились. В прошлом году выручка компании упала более чем вдвое – до $1,5 млн. Чтобы остаться на плаву, Брицкий открыл еще одно направление бизнеса – разработку инженерных решений. В портфеле компании уже есть несколько проектов. Для госкорпорации «Энергоатом» «Титал» разработал насосную установку, которая снабжает водой системы АЭС при обесточивании, а для КБ «Южный» инженеры компании проектируют агрегат нейтрализации промышленных отходов. По словам Брицкого, так «Титал» сможет компенсировать падение оборота. «Оборот компании в этом году будет в 2,5 раза больше, чем в прошлом», – уверяет бизнесмен.

Источник: forbes.net.ua

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *